Много, очень много полезной информации о покраске и красках, а
также о технологиях полирования, шлифования и, конечно же, контроль
качества, как лакокрасочных материалов, так и результатов покраски.
Разберёмся, какие бывают камеры для покраски деталей мебели. В
зависимости от того, в каком количестве и каких размеров будут
окрашиваться детали, какими лакокрасочными материалами Вы будете
работать, подбирается нужная покрасочная камера.
Что такое покрасочная камера?
Покрасочная камера - это как закрытое, так и открытое
помещение с разным технологическим оборудованием, которое
обеспечивает проведение окрасочных работ в соответствии с
пожарной безопасностью и санитарной гигиеной.
Классификация покрасочных камер
В зависимости от вида фильтрации воздуха, а также от
конструкции, покрасочные камеры можно классифицировать
следующим образом:
покрасочная камера водяная без боковых стен и пола
(только фронтальная завеса)
покрасочная камера водяная с активным водяным полом
покрасочная камера водяная без пола с боковыми
стенками
покрасочная камера водяная с активным водяным полом
и боковыми стенками
покрасочная камера водяная с активным водяным полом
и активными водяными стенками
небольшие покрасочные камеры, по-другому
малогабаритные или лабораторные для покраски небольших
изделий в штучном производстве, приборостроении длинной
1 и 2 метра.
Рис. 2. Водяная покрасочная камера с
водяным полом и водяной завесой
Благодаря своей конструкции, при покраске в сухой покрасочной
камере удаляется излишний окрасочный туман и загрязненный воздух из
зоны нанесения краски, при этом происходит его очистка. Всё это
работает при правильном подборе вентилятора.
Смотрите видеообзор о покрасочной камере с сухим фильтром
Видео.1. Покрасочная камера с сухими
фильтрами
Что происходит при работе покрасочной камеры с сухими фильтрами
При работе сухой покрасочной камеры происходят следующие процессы:
удаление частиц краски и пыли с зоны распыления
удаление окрасочного аэрозоля, при этом исключается его
распространение в смежные помещения
обеспечиваются условия для получения лакокрасочного покрытия
высокого качества
воздух, который удаляется из зоны окраски, очищается от
механических частиц краски, которые остаются в фильтрах, и
выбрасывается в атмосферу.
Почему важно правильно
подобрать мощность вентилятора?
Если вентилятор слабый, а это значит недостаточная мощность
всасывания, то остаются пары растворителя в воздухе и краска
оседает на пол и стены.
Если вентилятор слишком сильный, то краска удаляется ещё не
долетев до окрашиваемых деталей.
Как происходит фильтрация воздуха в сухой покрасочной камере?
Поток воздуха, который загрязнен лакокрасочными продуктами, с
помощью вентилятора движется по инерции в проем камеры, где
установлен один или два фильтра.
Основные виды фильтров для покрасочных камер - картонный гофрированный, стекловолокнистый напольный в рулонах
и в рамке, кокосово волокнистый для водяных покрасочных камер
и потолочный фильтр тонкой очистки.
Принцип работы картонного фильтра следующий -частички краски
и лака ударяются несколько раз о внутреннюю стенку фильтра и
оседают не нём, а воздух по инерции продолжает движение, при
этом не происходит потерь скорости воздуха при всасывания.
Например, у Вас сухая окрасочная камера длинной 2 метра с
площадью всасывания 3,6 кв.м. Эта площадь соответствует двум
отрезкам картонного фильтра высотой 0,9 метра и шириной 2
метра.
Фильтр удерживает около 15 кг краски на 1 кв.м. Получается,
что фильтр нашей окрасочной камеры удержит 54 кг отходов
краски. Для расчета мы просто перемножаем удерживающую
способность фильтра на его площадь:
15 кг/м.кв.*3,6 м.кв. = 54 кг.
Стекловолокнистый фильтр изготовлен из ворсистого
переплетенного стекловолокна, который пропитан специальным
составом. Фильтр удерживает частицы окрасочного тумана.
Стекловолокнистый фильтр может использоваться в качестве
единственного или второго уровня очистки воздуха от
окрасочного тумана.
В варианте второго уровня фильтрации это фильтр
устанавливают за картонным фильтром. Часто фильтр
стекловолокнистый в рулоне устанавливают на пол в
автомобильных камерах, отсюда его второе название –
«напольный».
Срок службы таких фильтров небольшой, всего 60 часов
окраски.
Рис. 4. Стекловолокнистый фильтр
На какое время хватает фильтра
для сухой покрасочной камеры?
Этот вопрос, несомненно кроме технологической части, имеет
ещё и экономическую составляющую.
В основу расчёта "времени жизни" сухого фильтра заложены
следующие составляющие:
сколько килограмм лакокрасочных материалов Вы
распыляете в сутки
как следят за очисткой покрасочных камер и заменой
фильтров.
Пример расчёта времени жизни сухого фильтра
Например, у Вас опять же 2-ух метровая сухая окрасочная
кабина, расход ЛКМ за смену 20 литров в сутки (без учета
растворителя), Вы используете
краскораспылитель с
традиционной системой распыления, коэффициент переноса
материалов 40-45%, то есть 8 литров из 20 литров краски
улетает в туман.
Наш
расчёт фильтрующей способности сухого фильтра показал,
что он может удерживать до 54 кг краски. Получается, что
одной замены фильтра хватит 54/8 = 6,8 дней, то есть
примерно на неделю работы. А если Вы купили рулон фильтра,
то его хватит на месяц, что это будет в деньгах считайте уже
сами
.
Высота
и рабочая высота сухой покрасочной камеры:
Высота окрасочной кабины – это вся её высота с учетом
вентилятора и крыши.
Рабочая высота окрасочной кабины – это высота, на которой
происходит всасывание лакокрасочного тумана. Довольно часто
эта высота кратна высоте картонного фильтра равной 0,9 м.
Обычно рабочая высота камеры с сухим фильтром 1,8 метра, что
соответствует установленным двум рядов картонных фильтров.
Покрасочная камера с водяной завесой обеспечивает максимальный
уровень чистоты и удаление пыли в зоне покраски. Всё это позволяет
создать идеальные условия для получения качественного глянцевого
лакокрасочного покрытия.
Смотрите видеообзор о покрасочной камере с водяной завесой
Видео. 2. Покрасочная камера с водяной
завесой
Что происходит при работе покрасочной камеры с водяной завесой
При работе водяной покрасочной камеры происходят следующие
процессы:
удаление частиц краски и пыли из зоны распыления
удаление окрасочного аэрозоля и исключение возможности его
распространения в окружающие помещения
обеспечение идеальных условий для создания высокого качества
покрытий
удаляемый воздух очищается от механических частиц краски и
части аэрозольных паров и выбрасывается в атмосферу.
Почему нельзя работать в
покрасочной камере с
неработающем насосом и отключенной фронтальной водяной
завесой?
При покраске с отключенной водяной завесой краска при
распылении налипает на ее поверхность и засыхает. Потом эту
поверхность сложно или невозможно очистить, в результате
вода неровно стекает, а на поверхности образуются кратеры. В
то же время на эти кратеры налипает краска и ухудшается
процесс очистки воды. Со временем уже вся система фильтрации
с помощью водяной завесы работает не эффективно.
Как ухаживать за покрасочной камерой с водяной завесой?
Первое, что делается при эксплуатации камеры с водяной завесой
это замена воды. Меняют её в зависимости от степени загрязнения в кабине.
Насколько быстро загрязняется камера, это зависит как от
интенсивности покраски, то есть сколько ЛКМ наносится за смену, так
и используемых окрасочных пистолетов. У краскопультов с низким
коэффициентом переноса материла много краски уходит на
туманообразование, а значит и больше оседает в кабине. Если вода
грязная, то она хуже улавливает окрасочный
туман и пыль.
Как очищают воду от краски в покрасочной камере с водяной
завесой?
На маленьких фабриках воду просто сливают в канализацию, что в
принципе нельзя, а скопившуюся краску на дне вычерпывают лопатами и
другими подручными средствами.
На "продвинутых" фирмах для удаления краски
используют коагулянты и сборник лакокрасочных отходов. Добавление
коагулянта позволяет превратить краску в хлопья, которые выпадают в осадок
или всплывают на поверхность в виде хлопьев. Хлопья удаляют вручную
или с помощью сборника отходов.
Как происходит очистка воздуха в окрасочной кабине с водяной завесой?
У водяных покрасочных камер три уровня очистки воздуха от
краски:
На первом уровне очистка воздуха производится с помощью фронтальной водяной завесы.
По этой части камеры сплошным и непрерывным
потоком стекает поток воды.
На втором уровне происходит внутренняя очистка воздуха,
здесь происходит основная
фильтрация и очистка воздуха от отходов краски. В зависимости от
конструкции покрасочной камеры и производителя существуют различные
системы внутренней очистки воздуха.
На третьем уровне осуществляется сухая фильтрация - воздух
очищается от оставшихся частичек краски
и защищает лопасти вентилятора от налипания краски.
Схемы конструкций водяных камер
У разных производителей покрасочных камер системы фильтрации
отличаются, для примера приводим несколько схем водяных покрасочных
камер.
Рис. 5. Схема водяной покрасочной камеры ZINCOVELO ZA
производства Италии с кокосово волокнистым фильтром
Рис. 6. Схема водяной покрасочной камеры производства
России с напольным фильтром в рулонах (стекловолокнистый
фильтр)
Какой длины и ширины выбрать покрасочную камеру?
Если максимальная длина окрашиваемых деталей 2,7 метра, то
необходимая длина кабины 3 метра, а если 1,8 метра, то нужно 2
метра.
Если хотите, чтобы в кабине работало два маляра, то цифры
умножаем на два, как минимум.
Глубина кабины зависит от размеров помещения, в котором будет
проводится покраска. Если маляр будет внутри кабины, то
ориентируйтесь на максимальные размеры окрашиваемых деталей.
Если
помещение, например, 4 метра, а кабина 3 метра, то кабину можно
установить без боковых стенок. Опять же, если две кабины установлены
рядом, то боковые стенки обязательны, чтобы не было напыла с
соседней камеры.
Пример покрасочной камеры с мебельного производства
Приводим фото покрасочной камеры, которые были сделаны во время экскурсии на реальной действующем предприятии.
Покрасочная имеет три основных отсека или участка, все помещения полностью обшиты жестью:
Вдоль по нижнему краю стены помещения установлена система сухой фильтрации. Окрасочный пост оборудован системой подачей воздуха, столиком для подготовки ЛКМ и стойки для нанесения грунта.
Рис. 7. Грунтовочное помещение в
окрасочной камере
Рис. 8. Грунтовочное помещение в
окрасочной камере
Покрасочная включает отдельное помещение для сушки загрунтованных и покрашенных деталей. В помещение нагнетается вентиляторами теплый воздух, плюс дополнительно система отопления.
Внутри сушилки на фото находятся окрашенные детали на передвижных этажерках.
Помещение для нанесения краски и лака оборудовано освещением в противопожарном исполнении. В потолке расположен потолочный фильтр для фильтрации нагнетаемого воздуха.
Рис. 10. Освещение и потолочный фильтр в
окрасочной камере
Покрасочная камера оборудована водяной стеной, через которую происходит очистка и рециркуляция воздуха. Внизу водный бассейн, закрытый металлическими решетками. В бассейне с водой оседает большая часть лакокрасочного тумана.
Рис. 11. Покрасочная камера
За водной стеной расположена специальная установка, которая в автоматическом режиме производит сбор пены, образующейся на поверхности воды.
Рис. 12-13. Установка для сборы пены с
поверхности воды в окрасочной камере
Если покрасочная камера для нанесения ЛКМ не оборудована как положено, то, напыл оседает на оборудовании, деталях. Если тщательно не убираться, то у нас будет вот такой вот бардак, как в этой грунтовочной.
Рис. 14-15. Покрасочная камера без
нормальной вытяжки